Главная 

Ими славится село...

 

Виль Липатов

(10.04.1927—1.05.1979)

В. В. Липатов родился 10 апреля 1927 года в Чите. Отец —журналист, мать — учительница. В 1939 году Виль с матерью переехали в село Новокороткино Колпашевского района Томской области, затем в село Тогур. Липатов в 1952 году окончил исторический факультет Томского государственного педагогического института и с 1951 по 1958 год проработал журналистом и заведующим промышленным отделом томской областной газеты «Красное знамя», а также в Асино в газете «Причулымская правда». Затем работал в Чите, Брянске специальным корреспондентом газеты «Советская Россия» (1964—1966), с 1967 года в Москве — специальным корреспондентом газет «Известия», «Правда», «Литературная газета». В последние годы жизни Виль Липатов занимал пост секретаря правления СП СССР.

Первые рассказы «Самолётный кочегар» и «Двое в тельняшке» опубликовал в 1956 году в журнале «Юность», в 1958 году выпустил первую книгу. Наибольшую известность принесли Липатову повесть «Сказание о директоре Прончатове», роман «И это всё о нём» (и сценарий одноимённого телефильма), а также повесть «Деревенский детектив» и созданные на её основе киносценарии трилогии о деревенском милиционере Анискине («Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин»). Проза Липатова, как правило, близка жанру производственного романа, однако в контексте советской производственной прозы его сочинения выглядели достаточно проблемными и психологически достоверными. Одним из лучших образцов деревенской прозы, свободной от идеологической нагрузки, является повесть «Ещё до войны», 1971, в которой с необычайной достоверностью воссозданы быт и нравы сибирской деревни в годы перед Великой Отечественной войной.

Главную опасность своего времени Липатов видит в возник­новении типа бездуховного «потребителя», жизнь которого посвящена лишь достиже­нию материальных благ.

В. В. Липатов умер 1 мая 1979 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Награды и премии

  • премия Ленинского комсомола (1978) — за сценарий фильма «И это всё о нём» (1977)

  • Первая премия на Всесоюзном литературном конкурсе имени Николая Островского за 1973—1974 гг. — за роман «И это всё о нём»

  • орден Трудового Красного Знамени и медаль

Сочинения

  • Шестеро: Повесть. — М., 1958.

  • Капитан «Смелого»: Повесть. — М., 1959 (Новый мир, 1959, № 10).

  • Своя ноша не тянет: Повесть-хроника. — Чита, 1959.

  • Глухая Мята: Повесть. — Чита, 1960. (описывает жизнь бригады лесорубов, где создаётся на­пряжённость в отношениях между коллекти­вом и индивидуалистами) (Новый мир, 1960, № 5, 6)

  • Стрежень: Повесть. — Чита, 1961 (Новый мир, 1961, № 4, 5).

  • Зуб мудрости: Повесть. — Чита, 1961.

  • Юноша и машина: Повесть. — Чита, 1962.

  • Смерть Егора Сузуна: Повесть. — Чита, 1963.

  • Чужой: Повесть. — Чита, 1964 (Новый мир, 1964, № 3).

  • Операция «Икс два нуля». — Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1965.

  • Деревенский детектив. — М., 1968 (Знамя, 1967, № 10).

  • Лида Вараксина // «Зна­мя», 1968, № 12

  • Сказание о директоре Прончатове. — М., 1969 (Знамя, 1969, № 1, 2).

  • Серая мышь. — М., 1970. (о проблеме алкоголизма в СССР) (Знамя, 1970, № 12)

  • …Ещё до войны. — М., 1971 (Знамя, 1971, № 9, 10).

  • И это всё о нём: Роман. — М., 1974 (Знамя, 1974, № 9, 10, 11).

  • Самолётный кочегар, 1975.

  • Игорь Саввович: Роман. — М., 1977. (о том, какую опасность представляет собой материальное благосо­стояние для человека, когда у него отсутст­вуют стимулы духовного роста, когда его способности оказываются в противоречии с занимаемой руководящей должностью) (Знамя, 1977, № 7, 8, 9)

  • Житие Ванюшки Мурзина, или Любовь в Старо-Короткине (1977) — М., 1989 (Знамя, 1978, № 8, 9).

  • Повесть без названия, сюжета и конца… // «Новый мир», 1978, № 4-6

  • Лев на лужайке. (1978) — М., 1988.

  • Дом на берегу. — М., 1983.

Из книги "Тогур" Я.Яковлева

Виль Владимирович Липатов  — журналист, писатель, автор широко известных романов, повестей, рассказов, киносценариев, лауреат нескольких литературных премий. Родился в Чите, но с Колпашевским районом, Тогуром связан значительный этап его жизни — именно тот, когда формируются взгляды, убеждения, вкусы, чувства человека, когда он становится личностью. Десятилетним мальчишкой впервые увидел он могучую и красивую Обь, чтоб полюбить и ее, и этот край, и его жителей на все оставшиеся годы. После непродолжительного пребывания в деревушке Старо-Короткино (не вспоминается ли сразу же его рассказ «Любовь в Старо-Короткино»?) С. И. Садович — мать будущего писателя — в 1941 г. вместе с сыном перебралась в Тогур, где в скором времени заняла должность директора начальной школы. В 1944 г. Виль Владимирович на короткое время покидал поселок для обучения в Новосибирском институте военных инженеров транспорта, однако в скором времени вернулся и в 1946 г. начал учиться в Колпашевском учительском институте. Через год он уже преподавал в начальных классах Тогурской школы.

С 1948 г. -— с момента поступления на исторический факультет Томского пединститута — жизнь В. В. Липатова- уже не была напрямую связана с Тогуром. Началась журналистская деятельность, куда молодой тогурчанин окунулся с головой. Активный характер профессии, помноженный па бурный темперамент, жажду знаний и впечатлений, сделал жизнь В. В. Липатова насыщенной и переменчивой. Он работал в Томской областной газете «Красное знамя», в асиновской городской «Причулымской правде», в качестве спецкора центральных газет посылал свои материалы из Читы и Брянска. В 1968 г. Виль Владимирович переехал в Москву, где и прожил последнее десятилетие своей не такой уж и долгой жизни. Однако тесная связь с Тогуром не прерывалась никогда. До отъезда из поселка в 1952 г. С. И. Садович писатель наведывался к матери, приезжал неоднократно и позже — к друзьям юности, к родственникам жены. Зная его высокую работоспособность, даже одержимость в работе, не приходится сомневаться, что эти поездки нужны были не для праздного времяпрепровождения, — в Тогур Липатов ехал для эмоционального творческого заряда, для поисков новых сюжетов, сбора информации, впечатлений, знакомства с реалиями современного нарымского быта. Последний раз он был в поселке в 1978 г., менее чем за год до смерти.

От сотрудника отдела писем областной газеты до специального корреспондента газеты «Правда», секретаря Союза писателей России и преподавателя Литинститута им. Горького — таков путь в журналистике и литературе В. В. Липатова. Однако как талантливый самобытный писатель он известен несравнимо шире, чем как одаренный журналист. Именно в этой области творчества в полной мере зазвучала неповторимая интонация голоса В. В. Липатова, раскрылись истоки его мироощущения и как человека, и как творческой личности. С Обью и Кетью, Нарымским краем, Васюганскими болотами — «порядочным куском Азии», по его выражению, — связаны сюжеты почти всех произведе­ний писателя.

Узнаваемы прежде всего места. Редко кто из жителей Нарымского края по знакомым с детства деталям, с любовным вниманием и бережностью описанным В. В. Липатовым, не увидит в Карташево («Стрежень») или Пашево («Сказание о директоре Прончатове») — Колпашево, в Тагаре — Тогур. Кто из тогурчан, купавшихся в детстве на кетских Солдатских песках и слышавших мифически-жуткую историю об утонувших там солдатах, не узнает это место в Сиротских песках «Сказания о директоре Прончатове»? У кого из поседевшей уже тогурской детворы не всколыхнется сердце, когда в этой же повести за липатовскими строчками о Тагарской средней школе вдруг встанет перед глазами родная школа (как славно, что именно ее, ныне уже не существующую, воспроизвели на развороте томского 1987 г. издания «Деревенского детектива»!). Даже нейтральное вроде бы название — Сосновка («И это все о нем») — созвучно названиям лесопунктов и сплав- участков тогурских окрестий: Пиковке, Копыловке, Саровке, Белояровке и др.

Не менее узнаваемы и близки колоритные персонажи липатовских произведений. Автор сам признавал, что у многих его героев были живые прототипы из среды земляков-нарымчан. Так, прообразом участкового уполномоченного Федора Анискина — персонажа цикла повестей и рассказов, благодаря экранному воплощению М. Жарова ставшего буквально родным миллио­нам кино- и телезрителей, — был тогурчанин Александр Иванович Анискин. Работал он и заместителем директора по кадрам Нарымской сплавконторы, и милиционером. Личность, судя по всему, была колоритная, ибо до сих пор тепло вспоминается старожилами. Знавшие капитана парохода «Латвия» Б. Валишева видят его в капитане «Смелого» — герое одноименной повести. В директоре школы Серафиме Матвеевне Садовской («Летучая мышь») автор воплотил лучшие черты своей матери Сары Иосифовны Садович. Однако наиболее насыщено тогурскими персонажами липатовское «Сказание о директоре Прончатове» — это подлинно лирическая поэма о Тогуре, где автор ненавязчиво и тонко признается в глубокой любви к местам и людям своей молодости. Прототипом главного героя — директора Тагарской сплавконторы Олега Олеговича Прончатова — послужил широко известный в свое время директор Нарымской сплавной конторы Пётр Григорьевич Гребенщиков. А фамилию ему писатель позаимствовал у Лидии Ивановны Прончатовой — тогурской учительницы, жившей через стенку в одном доме с Липатовыми. Гошка Чаусов — конюх сплавконторы — появился в воображении автора от двух реально существовавших тогурчан — главного конюха сплавконторы Чаусова и завхоза школы Георгия Константиновича Чаусова. Пронырливый фельетонист «районки» наречен тем же именем, что в качестве псевдонима использовал журналист колпашевского «Советского севера» Л. Шушаков — Евг. Кетской. В директоре лесозавода Александре Николаевне Морозе нетрудно узнать реального директора Петра Васильевича Морозова. Да и все герои липатовской прозы носят исконно тогурско-чалдонские имена и фамилии: Анисимы, Дорофеи, Спиридоны, Ульяны, Изосимы, Истигнеи; Колотовкины, Мурзины, Анисимовы, Волковы, Мурзинцевы, Стариковы, Перелыгины... Тогурчане, читавшие книги своего знаменитого земляка с понятным пристрастием, всегда очень остро реагировали при узнавании в героях произведений родственников или знакомых. При этом, считая В. В. Липатова своим летописцем и бытописателем, зачастую лишали его права на авторский вымысел, не признавали самостоятельную жизнь литературных персонажей. Это иногда при­водило к курьезам. Остросатирическому типу деревен­ской сплетницы Сузгинихи писатель дал фамилию своей тогурской соседки А. Сузгиной, которая, к несчастью для себя, долгое время работала контролером в клубе. Можно себе представить ее состояние при многократных вынужденных просмотрах «Деревенского детекти­ва» в окружении земляков, которые буквально падали со стульев при виде экранной Сузгинихи и глядящего на нее из зала живого прототипа. При очередном приезде В. В. Липатова в поселок А. Сузгина закатила громкий скандал, и писатель своими извинениями должен был восстанавливать добрососедские отношения.

В конце своей неожиданно оборвавшейся жизни В. В. Липатов задумывал новый роман о Тогуре. В 1977 г. в ответ на приглашение земляков приехать на праздник улицы Свердлова (на которой в доме № 17 жили Липатовы) писатель ответил: «Я еще в большом долгу перед Тогуром..., но обещаю: будет написан, на­верное, большой-большой роман только и только о Тогуре, который так и назову...». Через год на творческой встрече в ДК «Лесопилыцик» В. В. Липатов вновь подтвердил тогурчанам свое намерение очередной роман посвятить им, их поселку. Главным героем должен был стать рабочий Тогурского лесозавода, рамщик по профессии.

Тогурчане помнят своего знаменитого земляка, любят, чтут его память. Отношение это, если можно так выразиться, двухуровневое: официальное и народное.

Именем В. В. Липатова названа улица. К его дому проложен маршрут экскурсионного автобуса. Библиотекой, общественностью Тогура регулярно проводятся читательские конференции по его книгам. С 1982 г. ежегодная премия Томского отделения Союза журналистов за лучшую творческую работу носит имя В. В. Липатова. В 1988 г. в Тогуре были проведены первые Липатовские чтения, на которых присутствовали дочь писателя Т. В. Липатова, московские и томские литераторы. Тогда же было предложено сделать чтения регулярными, однако, к сожалению, дальше пожеланий дело не сдвинулось.

В поселке о В. В. Липатове знавшие и помнящие его рассказывают много и охотно. Причем нечопорность, свойственные молодости безрассудство и ухарство, неординарность поступков молодого Виля, т. е. качества натуры и образ поведения, всегда импонировавшие сибирякам, дали повод к многочисленным легендам вокруг его имени. Подмешивается сюда понятная и законная гордость за земляка, ставшего знаменитым писателем, но не превратившегося в столичного сноба, не считающего зазорным для себя сесть за стол с бывшим одноклассником или повиниться перед бабкой-соседкой. Не могут не испытывать благодарности В. В. Липатову многие колена Аписимовых, Колотовкиных и других тогурских родов за то, что. их фамилии, их Тогур известны теперь и во всей России, и в странах Восточной Европы, и в Португалии — везде, где читаются книги их земляка, смотрятся их многочисленные экранизации.

 

 Из исследовательской работы Юлии Гуровой:

Для того, чтобы выяснить, действительно ли жители Тогура являлись прототипами героев  Липатова, мы стали разыскивать людей, лично знавших Виля Владимировича. Нам повезло: мы побеседовали с одноклассницей писателя Анной Георгиевной Куклиной.

Каким человеком был Виль Липатов? Отличался ли он от других одноклассников? Действительно ли в Тогуре жили прототипы героев его книг? – мы просто забросали вопросами Анну Георгиевну.

Её рассказ – это не просто интервью – это воспоминание о юности, которое дорого каждому человеку…

Далёкий тревожный 1943 год… Они, девятиклассники Мария Шмелёва, Иван Смольянов, Анна Куклина, Виль Липатов записались в школьный драмкружок, которым руководил учитель Мендель Борисович Зайдман. Они смело взялись за постановку очень серьёзного произведения, это была пьеса Константина Симонова «Русские люди». Анна играла роль разведчицы, Виль – роль фашистского офицера. Энтузиазм, с которым они репетировали, трудно описать. В день премьеры спектакля зрительный зал был полон.

Виль удивил всех: он появился в превосходно изготовленном костюме немецкого офицера, в фуражке с высокой тульей и погонами. Но ещё больше были поражены зрители его игрой. Он играл великолепно! Не было и следа от того небольшого дефекта речи – лёгкого заикания, которое было ему присуще. Зрители аплодировали всем актерам, а особенно - Вилю.

Виль Липатов выделялся среди одноклассников своей интересной внешностью, но не только ею: его отличала необыкновенная начитанность, интеллигентность. Мама Виля, Сара Иосифовна Садович, директор Тогурской начальной школы, привила ему любовь к литературе.

 Десятилетним ребёнком увидел он впервые эти края, могучую Обь, Кеть, живописные окрестности Тогура, величавый силуэт Тогурской Воскресенской церкви. Увидел и полюбил навсегда эти места, этих людей – своих односельчан. В «Сказании о директоре Прончатове» действие происходит в посёлке, название которого легко узнаваемо – Тагар. Фамилия одного из героев книги, директора лесозавода – Мороз. Анна Георгиевна рассказала нам, что директором  Тогурского лесозавода в те годы был Пётр Васильевич Морозов (уважаемый в Тогуре человек) Очевидно, он и являлся прототипом героя книги. Оказалось, что Пётр Васильевич Морозов – это отец завуча нашей школы Надежды Петровны Курбатовой. «Сказание о директоре Прончатове» особенно насыщено тогурскими персонажами. Прототипом его героя послужил известный в своё время директор Нарымской сплавной конторы Пётр Григорьевич Гребенщиков. Хотя фамилия героя произведения другая, знавшие Гребенщикова не сомневаются, что именно он выведен в романе под именем директора Прончатова (Фамилию для своего героя Липатов позаимствовал у своей соседки Лидии Ивановны Прончатовой).

Когда мы беседовали с Анной Георгиевной, мы уже были знакомы с книгой Липатова «Деревенский детектив» и нас заинтересовала колоритная фигура героя этого произведения - милиционера Анискина. И мы спросили Анну Георгиевну, знает ли она  жителя Тогура с такой фамилией? Оказалось, что прообразом этого героя был  Алексанр Иванович Анискин, работавший тогда в Тогуре милиционером. Мы без труда нашли в сети Интернет фильм, снятый по повести Липатова «Деревенский детектив» и полюбовались на яркое воплощение этой роли в кинематографе. Прекрасный актёр Михаил Жаров сыграл эту роль очень удачно; этот фильм видели миллионы зрителей, как впрочем, и другие фильмы по сценариям Виля Липатова. Когда мы смотрели фильм, нам казалось, что действие действительно происходят в Тогуре тех лет.

Виль Липатов - сайт о писателе

 


Copyright © 2012 «ТСОШ»