Главная 

"Что в имени тебе моём?..."

 

Жизнь человека тесно связана с окружающей его местностью, различные участки которой обозначаются с помощью особых слов — географических названий, пли топонимов. Они обладают удивительной живучестью, и часто бывает так, что названия на много веков переживают своих создателей. Целые народы уходят с исторической сцены, оставив после себя культурные слои поселений, безмолвные погребения и многочисленные названия на территории бывшего обитания. Их преемники, осваивая это пространство, приносят иную культуру и язык, но неизбежно перенимают часть топонимического наследия — названия рек, озер, участков леса... Поэтому современная карта сродни многослойному пирогу, где каждый слой — набор географических имен некогда обитавшего на этой территории народа.

Внимательно вглядываясь в карту Среднего Приобья, легко можно заметить, что многие названия очень созвучны между собой и, несколько варьируя в наборе гласных и согласных, образуют   топонимические ряды. Очевидно, что все они имеют общую основу. Примером может служить топоним Тогур. Не все знают, что свое имя поселение получило от кетской протоки, на берегу которой оно возникло. В границах Средней Оби известно еще несколько таких же или похожих гидронимов (названий водных объектов) и ойконимов (названий населенных пунктов). К первым можно отнести р. Тогульку, или Тоголику, а также Тогульский перекат в ее устье на 462-м км р. Кети, р. Тоголину, оз. Тогульдо: ко вторым — брошенные юрты Тогур на правом берегу р. Оби, немного выше современного п. Казальцево Каргасокского района, юрты Теголовы, или Тоголовы на обском левобережье, чуть ниже своего известного тезки, юрты Тегор. В популярности этого топонима около верхнекетского устья можно убедиться, взглянув на карту известного русского картографа XVII в. С. У. Ремезова, — она густо испещрена   однотипными иадписями: «Юрты Тогорские, Тогоски, Тогоские, Тогоские волости, Тогурско Кецкое верхно устье, остяки Тогоской волости». Здесь, кстати, уместно обратить внимание на такую немаловажную деталь, как взаимозаменяемость созвучных гласных «о» и «у», — одно и то же в основе своей название имеет различное написание. Поэтому мы не знаем, как услышали русские перво­проходцы название протоки, на берегах которой они появились, — Тогур или Тогор.

Откуда все же оно пришло к нам — это древнее и загадочное слово?

Колпашевский   журналист   Л. Шушаков пытался объяснить это так: «Еще раньше здесь, у устья Кети... ютились селькупские   юрты.   По преданию,   среди их обитателей был известен свободолюбивый   селькуп по имени Гур. Кто обладал незаурядным   умом и силой? Гур. Кто больше всех добывал рыбы и пушнины? Гур. Кто чаще   других   выходил   на   борьбу со стихией и побеждал? Опять же Гур. Когда спрашивали: кто был храбрым и бесстрашным, верным своему народу, слышался ответ: «Гур, то Гур, то Гур...». В другой публикации   этот   же   автор   приводит   совершенно иную «легенду» о Гуре, опять же связывая ее с появлением названия Тогур. Скорее всего, истоки этого «фольклора» скрываются не в народном сознании, а в фантазии журналиста. Слишком очевидна и наивность подобного объяснения. Во-первых, у селькупов неизвестно личное имя Гур; во-вторых, искомый   топоним был воспринят русскими первопроходцами   от   аборигенного населения и по этой причине не мог быть образован по правилам русского языка да еще и с русскоязычной частицей «то». Корни названия Тогур лежат в языках дорусского населения — это бесспорно.   Но какого именно? Здесь пока ясности нет.   Можно   лишь предложить несколько версий.

ЭВЕНКИЙСКИЙ ВАРИАНТ. Неожиданно в один топонимический ряд с нарымскими «Тогурами» встают географические названия Приамурья: река Тогур, населенные пункты Тугур и Токур. Вряд ли это можно объяснить простым созвучием, хотя невозможно пока предложить и какую-либо убедительную версию. Не исключено тунгусоязычное происхождение всех указанных топонимов, поскольку и в приобском, и в приамурском ареалах их распространения проживала одна и та же народность — эвенки (тунгусы). Ряд эвенкийских слов, например «тугэр» — «зимний», «тогор» — «пядь» (мера длины), «тогор-ми» — «извиваться» (о реке), могли послужить основой образования речных и поселенческих названий.

ХАНТЫЙСКИЙ ВАРИАНТ. Термином «тугур» ханты обозначают понятие «гнилое дерево». На принарымских сорах — заливаемых в половодье пониженных участках рельефа — жизнь деревьев недолговечна, они быстро сгнивают. Это наблюдение могло послужить причиной наименования некоторых заливных поймен­ных водоемов «тугуром». Осложнение лишь в том, что специалисты не распространяют границу ареала хантыйских названий южнее р. Васюгана, где как раз и распространен топоним Тогур.

ТЮРКСКИЙ ВАРИАНТ. Довольно компактная группа созвучных топонимов и этнонимов (названий народностей) расположена в пределах современного Алтайского края: правый приток р. Чумыш-Тогул, обитавший здесь один из родов телеутов степного Алтая  тогульцы, или тогулы, возникшее позже на берегах одноименной речки русское поселение — Тогул, образованная вокруг него в XVII в. волость — Тогульская, современный административный район в крае — Тогульский. Приведенное родовое имя тюрков-телеутов обоснованно позволяет предполагать тюркоязычную основу исследуемого топонима. Самое уязвимое место в этой версии, как и в предыдущей, — это отсутствие в исторически обозримом прошлом тюркоязычного населения в Принарымье, хотя эпизодические проникновения сюда татар с Иртыша, Барабы или Верхнего Приобья неоднократно зафиксированы.

КЕТСКИИ ВАРИАНТ. Живущая ныне на Среднем и Нижнем Енисее небольшая сибирская народность кеты (кето) имеет уходящую в глубь веков историю, самобытную культуру, оригинальный, не имеющий лингвистического родства язык. Продвигаясь на Енисей, кеты оставили в Западной Сибири множество своих географических названий, воспринятых позже селькупами, а через посредство последних — и русскими. Особенно это заметно в бассейне р. Кети — одной из магистралей кетского продвижения на восток. Да и 12 само созвучие гидронима Кеть и этнонима кеты довольно красноречиво. Сейчас в топонимике существует три кетоязычных объяснения ойконима Тогур. Все они исходят из того, что первоначально Тогуром называлась протока, на которой позже возник одноименный населенный пункт. Томский исследователь И. Воробьева предлагает выводить описательное наименование протоки либо из кетских слов «тог» — «соль», «ур, уль» — «река», то есть «река с солоноватой водой», либо из прилагательного «тогаль» — «узкий». Не слишком отличается от последнего предположения версия М. Ф. Розена и А. М. Малолетко, восходящая к существительному сымского диалекта кетского языка «тогур» — «ручей». Сейчас трудно найти аргументы как в пользу безоговорочного  утверждения, так и для отрицания кетоязычного  происхождения  исследуемого топонима.

СЕЛЬКУПСКИЙ ВАРИАНТ. Согласно научным исследованиям томского этнографа Г. И. Пелих, в селькупском этносе можно выделить 8 групп. Одна из них, заселявшая район Средней Кети и берега р. Оби между Нарымским (нижним, северным) устьем p. Keти и устьем р. Чаи, называла себя тегула (чегула, чугула), что в переводе на русский язык означало «заячьи люди». Сходный термин в том же значении известен и у васюганских хантов: «тогьыр» — «заяц». Види­мо, этот этноним, или родовое имя, часть селькупов позже стала использовать как антропоним — личное имя, фамилию, прозвище. Так, например, известно, что одним из активных членов Томского бунта 1648 — 1649 гг., челобитчиком восставших в Москве был остяцкий князец Тонгур Енгулин. Селькуп М. Ф. Тогур до недавнего времени проживал в Александровском районе Томской области. Наименование группы перешло также в названия отдельных участков территории ее обитания — речек, проток, населенных пунктов. Механизм имянаречения здесь прост и универсален, что еще раз было доказано после прихода русских, когда фамилия первонасельника стала ложиться в основу многих топонимов: например, казак Василий Волков — деревня Волкове, заимка и покосы Волковские; Комаровы — деревня Комарова, болота Комаровские и т. д. Очевидно, в XVI — нач. XVII вв. тегула, потеснив другие селькупские группы, начали процесс освоения новой территории с замены старых названий. Так, юрты Киринан-Этт (Керенан-эт) превратились вТогур, юрты Кызок-эт — в Теголово и т.д.

На сегодняшний день наиболее убедительными и привлекательными версиями происхождения топонима Тогур являются кетоязычная и самоедоязычная (селькупская), особенно последняя. Основным аргументом в ее поддержку является область распространения топонима в Нарымском Приобье, совпадающая в целом с границей расселения селькупов-тегула. Вторым подтверждением может служить тот факт, что все названия, созвучные с Тогуром, русские переняли именно от селькупов. Но и остальные версии пока имеют право па существование.

Так когда же все-таки возник он —Тогур?


Copyright © 2012 «ТСОШ»