Главная 

Тогурская Воскресенская церковь

 

В 1818 году, вместо деревянной сгоревшей церкви в Тогуре был возведён каменный двухпрестольный храм, освящённый во имя Воскресения Господня и во имя Святителя Николая Чудотворца. Большую роль в сборе средств на строительство храма сыграла тогурская ярмарка. Определённый процент от её доходов поступил в церковный фонд. Часть средств, очевидно, была получена из казны Русской Православной Церкви. А третьим источником стали добровольные пожертвования прихожан. Найдены документы, где первая запись о пожертвованиях помечена 1814г., а последняя – 1827г. Из 36 перечисленных дарителей подавляющая часть – 29 человек, относится к основным российским сословиям – крестьянам и мещанам, 5 прихожан записаны «ясачными», то есть селькупами, 2 – лицами духовного звания: священник Василий Ушаков и пономарь Яков Кайданов. Это, очевидно, первый причт новой церкви. Однако записаны и 2 женщины – «крестьянские дочери» Авдотья Анисимова и Параскева Колесникова. За 14 лет 36 прихожан пожертвовали на возведение  и содержание церкви ассигнаций на сумму 1550 руб., то есть средний взнос составил около 43 руб.

И вот, в 1818 году на 18-метровую высоту взметнула свои кресты красавица церковь, величественно возвысившись над селом. Строили церковь около 30 лет, поставив 1,5 м. толщины кирпичные стены на основе из просмоленных лиственниц. Храм имеет форму высокого трехсветного четверика. Перекрыт восьмимолотковым сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает гранёная аспида. С запада – прямоугольная трапезная. Двухъярусная колокольня построена по принципу восьмерик на четверике. Сам храм кирпичный безстолпный, одноглавый, со своеобразным декором фасадов. Углы всех частей церкви оформлены лопатками. Интересные водосточные трубы украшены кружевным рисунком из просеченного железа. По некоторым данным, за основу проекта храма был принят переработанный в стиле сибирского барокко проект Петропавловского собора в Барнауле, составленный по проекту томского губернатора и епархиального архитектора К.Г. Турского.

По окончании строительства зимой на санях доставили из Томска колокола и двухпрестольная церковь, во имя Воскресения Господня и во имя Святителя Николая Чудотворца была освящена в присутствии благочинного Нарымских церквей и Архиерея из Тобольска, после чего и приняла первую паству.

В1834 году Тогурская Воскресенская церковь перешла в разряд приходских и содержала две школы: Северскую школу грамотности (певер) и Волковскую церковно-приходскую (п.Волково). Тогда Тогур был центром социально – культурного развития Нарымского края и имел первое в Кетской волости сельское училище, где наряду с обязательными дисциплинами преподавался закон Божий.

В годы гонений 1918-1920 годы утрачено всё – иконы, колокола, утварь, библиотека, архив. Старожилы рассказывают, что всё же часть икон, буквально рискуя жизнью, спасли и спрятали переселенцы. Дольше до войны, продержалось прихрамовое кладбище с захоронениями священнослужителей и прихожан – меценатов. Но и кладбище не оставили в покое, всё осквернили и разрушили: мраморные надгробия разбиты, могилы распаханы и заняты под строения.

Вторая волна безбожия прокатилась над храмом в 1932 году, власти вновь закрыли храм. Но разрушить его рука, видимо, не поднялась. Хотя и были безуспешные попытки снять с куполов кресты. Сам Господь Своим Промыслом не попустил самочинения, святыня выстояла.

Возрождение духовной жизни тогурчан и храма было тяжёлым и медленным. В 1946 году, после правительственного указа Воскресенская церковь стала возрождаться. Основой иконостаса послужили старинные иконы, спасённые прихожанами в 1920 году, некоторые из них зарегестрированы, как всероссийское достояние. Тяжким был и остаётся этот процесс. Подорвана экономическая основа существования храма. Почти необратимые изменения произошли в сознании и духовном развитии бывшей паствы, долгие годы подверженной односторонней пропаганде атеизма. Надругательству подвергался не только храм, но и жилища священников. Унижали и всячески оскорбляли и самих помазанников Божьих. Некоторые из них даже были вынуждены покинуть Тогур.

Сжигались иконы, архивы ... Но всё же история сохранила нам имена некоторых священнослужителей:

Ушаков Василий,

Большанин Ефим Борисович,

Ушаков Поликарп Васильевич,

Ушаков Пётр Поликарпович,

Большанин Фёдор Ефимович,

Баранов Иоанн,

Зайков Пётр Александрович,

Авдаков Дмитрий Николаевич,

Крапивин Алексей Николаевич,

Зяблицкий Архип Долматович,

Кочёнгик Пётр Долматович,

Двинянинов Григорий Петрович,

Двинянинов Павел Григорьевич,

Чистосердов Александр Александрович,

Данилов Николай Васильевич

Касприк Орест Антонович

Кирил Умрилов.

23 марта 2014 года епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова с. Тогур.  На малом входе протоиерей Орест Касприк, долгие годы исполнявший послушание настоятеля храма, был удостоен Патриаршей  награды — права ношения палицы.  За богослужением Владыка также объявил прихожанам о новом статусе тогурского храма: Воскресенская церковь становится архиерейским подворьем.

Протоиерей Орест Касприк, будучи человеком преклонных лет (в этом году священнику исполнилось 74 года),  почислен на покой по собственному  прошению. Обязанности настоятеля храма воспринял на себя управляющий Колпашевской епархией, епископ Силуан.

По окончании Божественной литургии Владыка обратился к верующим со словом, в котором отметил труды отца Ореста, понесенные  здесь на протяжении более 20 лет: «Воскресенский  приход имеет давнюю историю. Это наиболее древний в нашей епархии храм, у которого славная многовековая история. Я посчитал необходимым, по крайней мере, на ближайшее время, воспринять настоятельство на себя. Для того, чтобы особое внимание обращать на обустройство храма, на духовное возрастание его прихожан, и выражаю глубокую надежду, что в вашем лице увижу единомышленников. Так, чтобы нам «единым духом», как говорит Слово Божие, работать Господу и возрастать от силы в силу. А отцу Оресту, который многие годы заботился об этом храме и приходе, я хочу выразить слова благодарности, признательности, пожелать ему помощи Божией, укрепления его здоровья и многих лет жизни!»

В тот же день состоялась встреча правящего архиерея с учителями воскресной школы Воскресенского храма, на которой были обозначены перспективы развития образовательно-катехизического служения на приходе. (http://svjatoynarym.ru/)

 

Из книги "Нарымская Галгофа" М.В Фаст, Н.П. Фаст

Первая деревянная однопрестольная церковь была построена и освящена в 1766 году тщанием прихожан, на что имеется грамота митрополита Тобольского и Сибирского Павла. Однако около 1795 года церковь сгорела. Тогда прихожане решили строить каменную церковь. В 1818 году закончено строительство каменной, двухпрестольной церкви во имя Воскресения Господня и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковь была построена на высоком берегу реки Кеть, кирпичные стены почти метровой толщины покоятся на основании из просмоленных лиственниц. Колокола доставили сюда зимним санным путем.

Метрические книги и исповедные росписи были с 1802 года. Земли при церкви имелось 99 десятин.

Приход включал деревни Анисимову, Волково, Майково, Мысовую, Северную, Коморову, Жигалову, Колпашево, Васильеву, Мартиаскую, Петропавловку, юрты Тегоновы, Иготкины, Эзынгины, Жигановы, Конеровы. Прихожан было более трех тысяч душ.

В деревне Волково открылась церковно-приходская школа в 1907 году. Помещалась она в собственном здании, имела 18 учеников.

В деревне Северной была церковная школа грамотности с 18 учениками.

В с. Тогур и деревне Колпашево имелись школы гражданского ведомства.

В 1927 году была зарегистрирована религиозная обновленческая община. Регулярно РИК возбуждал ходатайства о расторжении договора на пользование церковью и о закрытии Тогурской церкви (в 1936, 1938 годах)152. На церкви было 5 медных колоколов весом 20 пудов, 5 пудов, 2 пуда. 2 колокола по 1 пуду сдали на металлолом153.

Распоряжением исполнительного комитета Новосибирского областного Совета депутатов трудящихся № 19 от 31 января 1940 года церковь стали использовать под складское помещение. Решением Совета по делам Русской православной церкви при Совнаркоме Союза ССР от 28 апреля 1945 года церковь разрешили открыть.



 

Виль Липатов писал:

 "Старинной щедрой постройки, возведенная с сибирским размахом и молодцеватостью, в самом центре речного поселка Тагара стояла белорозовая церковь, вокруг которой концентрическими кругами располагались крутолобые лиственные дома. Они, дома, по мере удаления от церкви вытягивались в улицу, делались еще выше и стройнее, а выбежав на берег реки, превращались в производственные постройки: слева попыхивали высокой трубой механические мастерские, справа гремел, зудел пилами лесозавод, посередине торчали скошенные трубы катеров"

На сегодняшний день Тогурская Воскресенская Церковь – единственная сохранившаяся из каменных храмов на севере Томской области. Она является государственным памятником архитектуры федерального значения указом президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года. Но, к великому сожалению, из – за отсутствия средств последний серьёзный ремонт в церкви проводился в 1901 – 1904гг. Обновлялись и реставрировались внешние и внутренние своды храма ровно 100 лет назад!

А теперь, подпираемый картофельными огородами и поленницами дров, закрываемый с речных просторов штабелями пиломатериала нахрапистого соседа – лесозавода, а со стороны посёлка кирпичными многоэтажками, он уже не напоминает того богатыря, что расправил когда – то плечи над кетскими просторами.

 

Это интересно!

В селе Тогур был храм  Воскресения Христова, освященный еще  святителем  Иоанном Тобольским. Когда этот храм занял колхоз, там устроили зерносклад.

    В 1946 году, перед тем, как храм вернули  церкви, произошло удивительное событие. Тогурские жители, проходившие мимо храма, увидели сквозь окна, что в алтаре на подсвечнике горит множество свечей. Ахнули, глазам своим не поверили. Подошли к входной двери – замок. Да и кто ж в зернохранилище будет службу устраивать? Побежали за кладовщиком, который отвечал за зерно, позвали его. Он тоже посмотрел в окно – да, свечи горят. Открыли церковь, зашли внутрь – а там никого. Ни подсвечника, ни свечей. Но только вышли из церкви – опять через стекло видно: в алтаре свечи горят.

   Народ со всего села собрался, все видят с улицы явное чудо, а в церкви  – никого. И поняли все: не случайно это видение было – надо открывать храм.  Пригласили председателя исполкома, он приходил, сам во всем убедился. Ему уже некуда было деваться: все село, как один человек, приступили к нему: открыть храм! Тогда убрали из помещения зерно, все вымыли, вычистили. Священника, правда, долго не было. Но люди приходили в храм и сами молились.

    Постоянно приходил в церковь и монах Леонтий – раньше всех, хотя ему из его кельи под Татаринским надо было 50 километров идти пешком до храма. Он был уже старенький, сухой-пресухой, но Господь давал ему силы на такие подвиги. Придет в церковь первым, в уголок встанет и молится.  И про всех, ко приходит, все знает – ему Господь открывал их мысли. Я слышал рассказ об одном из таких случаев.

    Одна женщина пришла в храм, перекрестилась, три поклона сделала. Стоит и думает: "Господи, вот я пришла помолиться в церковь, а кто же поросеночка накормит, кто же курочкам даст?" А прозорливец Леонтий знал мысли людей. Открыто ему было Господом, что эта женщина так думает. Он вдалеке от нее стоял, в уголке храма. Подошел, встал рядом, перекрестился, поклонился и говорит так, чтобы та женщина услышала: 

    – Господи, я вот пришел в церковь, а кто же поросеночка накормит, кто же курочкам даст?

    Женщина, потрясенная, упала ему в ноги:

    – Дедушка, так ты мои мысли говоришь! Это же я так подумала!

    – Ты же пришла Богу молиться, – отвечает он ей, – просить прощения за свои грехи, а сама про поросенка думаешь…

    Я знал этого прозорливца Леонтия. После войны я был прихожанином того же Воскресенского храма, что и он, на клиросе пел. О каждом человеке Леонтий мог сказать: и обличить его мысли, и у кого какая беда распознать…. "

 

Из книги "Нарымская Галгофа" М.В Фаст, Н.П. Фаст

Священнослужители и верующие связанные с Тогуром и Тогурским храмом.

 Авдаков Дмитрий Николаевич, священник. Родился в 1875 году в с. Усть-Тарка Томской губ. Сын священника. Окончил Духовную семинарию в Томске в 1907 году. До 1907 года был псаломщиком на ст. Боготол. С 1907 по 1911 год — священником в с. Ишим. С 1911 по 1914 год — священник в с. Тогуре, с 1915 по 1918 — в Наумовке. С 1918 по 1920 год — священник в с. Николаевка. В 1924 году осужден на 3 года51. После 1928 года проживал в г. Томске, работал сторожем и служителем вивария Томского мединститута. Арестован в 1937 году. Он «признался, что состоял в черносотенной организации... принимал участие в еврейских погромах, а также в погромах, направленных против большевиков». Расстрелян 13.10.1937 года. Реабилитирован в 1961 году.

Александров Гурий Александрович, псаломщик. Родился в 1881 году. С 1924 по 1935 год служил в Новосибирской обл. В 1935 году был осужден по ст. 58 за неуплату арендной платы на 10 лет. Отбыл срок 9 лет. С 1944 года снова стал псаломщиком. С 1950 года служил псаломщиком в п. Тогуре Колпашевского р-на Томской обл.

Брянцев Иван Иванович, протоиерей. Родился в 1888 году в дер. Высокая Орловской губ. Окончил 3 класса Духовной семинарии. «В Сибирь приехал в 1915 году. Будучи псаломщиком, мне хотелось получить диаконство, которое в Сибири было добиться легче, этим и объясняется мой приезд в Сибирь...». «До революции и после революции имел лошадь и 2 коровы». В 1929 году осужден за невыполнение лесозаготовок по ст. 61 УК на 5 лет административной ссылки. Проживал в с. Тогуре Колпашевского р-на. «Состоял на учете в Нарымском окружном отделе НКВД. Срок ссылки отбыл в марте 1934 года». Служил священником. Арестован 13 августа 1937 году. Осужден по ст. 58-2-8-11. Расстрелян 5.10.1937 года120.

Виноградов Алексей Васильевич, диакон. Родился в январе 1879 года в с. Бардино Коломенского уезда Московской губ. Сын священника. Окончил Духовную семинарию. С 1903 по 1935 год служил псаломщиком, диаконом в Москве и ее окрестностях. «Лишенец» (то есть лишен избирательных прав). В 1935 году сослан по ст. 58-10 на 5 лет в Нарым. Ссылку отбывал в пос. Тогур Колпашевского р-на Нарымского окр., был «без определенных занятий». Арестован в 1937 году. Из его дела: «...До революции имел 2-х этажный дом в 7 квартир, сдавал в аренду, получал приличный доход». Расстрелян 31 октября 1937 года. Реабилитирован в 1960 году145.
 

Мерлушкин Федор Иванович. Родился в 1894 году в с Ковда Кондопожского р-на Карельской АССР. Проживал в с. Тогур Колпашевского р-на Новосибирской обл. Работал плотником Кетского лесозавода. «Верующий... он каждую службу был в церкви»368. Арестован в 1938 году. Расстрелян. 

Попов Константин Иосифович, священник. Родился 31 мая 1879 года в с. Средне-Карийское Нерчинско-заводского р-на ВСК. Сын священника. Окончил Духовную семинарию. Холост (?)• С 1918 по 1920 год был настоятелем Нерченского собора (обновленческой ориентации). В 1931 году был осужден по ст. 19, 59-2-11, но дело за недоказанностью было прекращено. «Прикрываясь «обновленчеством» занимался контрреволюционной деятельностью, говоря о массовом побеге населения от советской власти, конкретно приводил случаи побега в прошлом году 80 человек, говорил, что коммунисты руководить не могут, пораззорили, посажали в тюрьмы и ссылки, голод...». В 1933 году был за это осужден по ст. 58-2-11 на 5 лет концлагерей с заменой на 5 лет ссылки в Нарым. Проживал в с. Тогур Колпашевского р-на ЗСК, не работал. Срок ссылки оканчивался 10 февраля 1938 года, но в августе 1937 года был снова арестован по ст. 58-2-8-11. Расстрелян 5 октября 1937 года. Реабилитирован в 1960 году.

Родионов Дмитрий Алексеевич, священник. Родился в 1896 году в с. Сарма Саратовской губ., проживал в г. Томске, служил священником в Петропавловской церкви. Арестован в 1948 году. Осужден на 25 лет ИТЛ и 5 лет поражения в правах. В 1957 году срок снижен до 8 лет ИТЛ466. В деле П-6348 читаем показание Локтионова: «...в 1947 году я познакомился со священником Родионовым... бывший диакон Петропавловской церкви Санталов сказал мне, что Родионов не любит советскую власть, не признает патриарха Алексия за его связь с коммунистами, ведет борьбу со священником Андреем, настоятелем Петропавловской церкви (Андрей Федорович Шихалев?, был настоятелем в этой церкви с 1946 по 1949 год), который преклоняется перед коммунистами и является ставленником советской власти... Родионов сказал мне, что «Патриарх Алексий является верным слугой большевиков... Родионов после служб в антисоветских проповедях призывал население активно посещать церковь, верить в Бога и ненавидеть безбожников, осквернителей храмов, при этом клеветал на советскую власть... но я этих проповедей не слышал». Локтионов, скорее всего, ничего подобного не говорил, шла «стряпня» дела на Локтионова, но из этого видно, что вменялось в обвинение  Родионова. Сам Родионов признавался, что говорил, будто патриарх Алексий находится на службе у большевиков, не имеет самостоятельности и поэтому не может защитить истинные цели русской Православной Церкви и духовенства, «я говорил, что открытие церквей в Советском Союзе не добрая воля Советского Союза, это определено нажимом со стороны иностранных государств... Нам необходимо максимально расширить сеть церквей, усилить религиозное просвещение, шире втягивать население в Церковь, чтобы воспрепятствовать закрытию церквей, что... в недалеком будущем Советский Союз безусловно попытается это сделать... По поводу журнала «Московская Патриархия» я говорил, что он не отражает истинные интересы русской Православной Церкви и духовенства, так как находится под советской цензурой...» (Л. 534). Показания на него дали Н.П. Злоказов и П. К. Карташев, который сам признался, что сотрудничал с МГБ (см.: Егорова М. В., Петров М. И. и др.). По-видимому, срок наказания Родионову был сокращен, так как известно, что он служил в Тогуре и 12 июня 1959 года был переведен по службе в другое место.

Рубинский Михаил Ардамонович, протоиерей. Родился в 1875 году в с Хвощевка Богородского р-на Горьковской обл. Сын священника. Окончил Нижегородскую духовную семинарию. Рукоположен в священники в 1896 году. До 1939 года служил в церквах Горьковской области. В 1939 арестован по ст. 121 УК РСФСР и выслан в Томскую область. В марте 1941 года прибыл под арестом в с. Шегарка, где и проживал до 1943 года. Нигде не работал. В 1943 году по разрешению Управления НКВД был переведен в г. Томск. После окончания высылки ездил в Арзамас, где прожил 9 месяцев и вернулся в Томск. В 1944 году служил в Покровской церкви с. Моряковка, с 1945 года переведен в пос. Тогур. С 1946 года в Томске, вторым священником быть отказывался, так как он был митрофорным протоиереем, но к тому времени не было церквей и места для него. Исполнял требы и на это жил. С декабря 1948 по июль 1949 года служил на ст. Тайга. В 1950 году осужден по ст. 58-10 ч. 1 сроком на 10 лет лагерей и 5 лет поражения в правах. «...В процессе предварительного следствия установлено, что Рубинский будучи выходцем из чуждой среды (сын священника) и является сам священником, возненавидел социалистический строй и на этой почве систематически среди населения проводил агитацию, в которой восхвалял жизнь при царском режиме, высказывался за реставрацию капитализма в России, клеветал на советскую действительность, открыто заявлял о своей ненависти к коммунистам и комсомольцам, наносил по их адресу оскорбления и угрозы». Ему было тогда 80 лет. 18 июня 1954 года условно-досрочно освобожден в связи с резко выраженными явлениями старческой дряхлости и полной утраты трудоспособности. Умер 21 июня 1956 года.

Севастьянов Михаил Александрович, священник. Родился 29 декабря 1878 году в г. Астрахани. Сын священника. Окончил Духовную семинарию и миссионерские курсы в Казани. С 1913 по 1929 год был священником в г. Уфе. С 1929 по 1934 год служил в разных светских учреждениях на разных должностях. В 1929 году церковь была закрыта, и в 1934 году по приглашению администрации духовной академии (митрополита Введенина и митрополита Виталия [фамилия не известна]) работал там в качестве библиотекаря и служил на Ваганьковском кладбище в церкви до 1935 года. После этого был командирован в г. Тверь священником в одну из церквей, где и находился до ареста в феврале 1935 года. Арестован за непрописку в паспортном столе («за нарушение правил паспортизации») и сослан на 3 года в Нарым. Пел на клиросе в Тогурской церкви проживал в г. Колпашево, работал внештатным счетоводом Нарымского окротдела здравоохранения. Арестован в 1937 году. Расстрелян 17 сентября 1937 года.

Худяков Климентий Григорьевич, священник. Родился в 1879 году в дер. Лобановка Ялуторовского уезда Тобольской губернии. В 1930 году был священником в с. Тогур, в 1931 году в селе Кетском, обновленческого направления. После закрытия церкви вернулся в Тогур Колпашевского р-на и работал бухгалтером. Арестован в 1937 году. Расстрелян.

 

 


Copyright © 2012 «ТСОШ»