Главная 

Областное государственное образовательное учреждение "Тогурский детский дом"

 

Тогурский детский дом был основан в 1933 году для детей - сирот и детей специальных переселенцев как дошкольный детский дом. Первоначальный набор детей осуществлялся в возрасте от 4 до 8 лет. Было организовано от 3х до 4х групп с воспитателями и ночными нянями. Достигнув школьного возраста, детей направляли в другие детские дома. В основном это был Кругловский детский дом. И только с сентября 1944 года дети стали посещать школу в селе Тогур. В связи с ликвидацией с 01.09.1955года Кругловского детского дома, дети и часть работников были переведены в Тогурский детский дом. Имелся свой огород и подсобное хозяйство. Своими силами заготавливали дрова для печного отопления.

Первые воспитанники - дети спецпереселенцев. Это были годы массовых репрессий, а наш край стал вынужденным домом для многих тысяч репрессированных.

Одно из первых зданий Детского дома

Страшные годы.  Только в самом начале раскулачивания, в 1930-1931 гг., в Нарымский округ было выслано около 200 тысяч спецпереселенцев. А сколько потом?  Люди из разных уголков многострадальной России, из деревень и городов. Русские, поляки, латыши, немцы и многие другие. Крестьяне, рабочие, интеллигенты. И все они – «враги народа», спецпереселенцы. Всем им предстояло пережить  на суровой сибирской земле непростые испытания. Выдержать тяжёлый труд, голод, холод, многочисленные болезни, часто бесчеловечное отношение со стороны работников комендатур. Жили в бараках, в землянках. Многие не выдерживали. Только в первое полугодие 1931-го  по Нарымскому округу болезни и голод унесли в могилу около 20 тысяч спецпереселенцев, т.е. каждого десятого.

Это всего лишь сухая статистика, она не может передать всю боль и страдания, которые выпали на долю людей. Сиротами оставались дети. Создание детских домов стало вынужденной и срочной мерой. В начале 30-ых на территории нашего края их было создано около двадцати.

1 июля 1937 года здесь было 158 воспитанников

Один из них – Тогурский детский дом. Поначалу часто менялся численный состав детей (сохранился документ о том, что на 1 июля 1937 года здесь было 158 воспитанников), постоянно шло их перераспределение между другими детдомами.

Было время, когда всех детей школьного возраста отправляли в Кругловский детский дом, а в Тогуре остались только дошколята. Расставаться с подросшими детьми было всегда больно и тяжело.

   К началу 40-ых годов система детских домов в Нарымском крае стабилизировалась. Но тут грянула война…

И до войны сотрудники детского дома работали в три смены, круглые сутки.  Но военные годы – особенный период в истории Тогурского детского дома. Это огромный труд, это проблемы со снабжением, это новые сироты. Коллектив – одни женщины, большая дружная семья. Каждый работал за двоих. Дети были маленькими, 4-8 лет, так что рассчитывать на их помощь не приходилось. Все заботы лежали на сотрудниках. Помимо воспитания детей, их обеспечения, надо было и дров на 30 печей наготовить, и подсобное хозяйство (куры, свиньи, лошади, коровы) содержать, и помогать колхозам в уборке урожая. Вырастить и заготовить овощи на зиму.  И многое-многое другое.

    Вечерами, когда окружённые заботой и лаской, крепким сном засыпали ребятишки, сотрудники собирали бойцам на фронт подарки.  Вязали, шили, приносили из дома вещи. Вечерами же готовили для малышей праздники: шили костюмы, придумывали игры.  А ещё читали письма с фронта и писали родителям на фронт, чтобы они были спокойны за своих детей.

В годы войны в детском доме появились дети, чьи родители погибли на фронте или умерли от голода.

Резанул по сердцу 1942 год, когда в Колпашево начали прибывать большие партии детей из Ленинграда. До сих пор старожилы не могут без слёз рассказывать о том, как сходили с пароходов и шли по колпашевским улицам, взявшись за руки, измождённые и не по-детски серьёзные маленькие ленинградцы.  Многие из них нашли приют и тепло в нашем детском доме.

Заготавливали дрова на зиму, сено. Держали скотину, чтобы кормить детей. Мясо, молоко, творог - всё своё. Картошка, овощи - всё также со своего приусадебного участка. А ещё помогали в уборке урожая колхозам. Каждый работал за двоих. Дети были окружены заботой и лаской, вечерами сотрудники шили костюмы ребятишкам, придумывали и готовили праздники.

Огромную любовь детей в годы войны заслужила директор Тогурского детского дома. Шамси-Нагар Мухаммедовна (Нина Михайловна) Ильясова. Как родных встретила она эвакуированных в наш край детей, обогрела, окружила вниманием. Воспитанники Тогурского детского дома и сейчас вспоминают её хорошим словом.

В 1944 году разрешили оставлять ребят учиться у себя – это было настоящим большим событием для детского дома. Впервые коллектив детского дома отправлял своих питомцев, нарядных и счастливых, в первый класс.  

Такой дружной семьёй был встречен День Победы. Сколько радости принёс этот день! Все обнимались друг с другом, плакали.

Чем старше становились дети, тем больше планов в жизнь претворяли они вместе с воспитателями. В 1948 году был заложен свой сад. Высадили 100 яблонь и 100 кустов сортовой малины.

Вместе помогали собирать урожай колхозам,  косить сено для нужд детдома.

Урожай сортового картофеля

Дети с удовольствием ухаживали за животными. Труд стал главным воспитателем. Всем находилась работа: и старшим, и малышам. Детям доверяли серьёзные дела, где нужна самостоятельность. И чаще всего они оправдывали это доверие.

Трудовое воспитание не ограничивалось работой на приусадебных участках. В столярной мастерской ребята ремонтировали мебель, изготавливали игрушки для дошколят, нужные в быту вещи. В послевоенное время азам плотницкого и столярного ремесла их обучали воспитатели-фронтовики.

В свободное от работы и учёбы время проводили шахматные турниры, выпускали свою стенгазету «Пионер». Ставили спектакли.

Девочки обучались кройке, шитью и вышиванию. Делали это с удовольствием и профессионально. Не раз устраивали своего рода показы мод, представляя на суд зрителей свои изделия: платья, костюмы и многое другое.  А уж связать шарф, носки и рукавицы умела каждая.

Каждое задуманное мероприятие все старались сделать ярким и необычным.

    

Построили ледяную горку. Но не простую, а целое архитектурное сооружение.   Например, один год, при входе на горку на постаментах лежали львы. По обе стороны фигурной дорожки стояли резные тумбы с ледяными вазами, а в конце дорожки ребят встречала красивая беседка изо льда  и снега.   И всё это мастерили и взрослые, и дети. Причём, каждый был уверен, что на следующий год они придумают что-нибудь ещё красивее.

В 1977 году Май Иванович Никульшин становится директором детского дома, проработав на этом месте двадцать лет.

Май Ивановича отличала забота о людях: детях и педагогах.

В первую очередь он стал создавать дружный, творческий, сплоченный,  отзывчивый коллектив. Чтобы заинтересовать педагогов, были построены дома для сотрудников, которых приглашали из разных деревень и сел.

В это время в детском доме  было около 100 детей. Группы были очень большие по 20 человек, воспитатели по одному на группу.  Детский дом был очень бедный, Май Иванович установил связь с директорами предприятий Тогура и Колпашево, почти все откликнулись. Была приобретена одежда и обувь. К 1 сентября мальчикам заказали брюки, девочкам купили новые платья и обувь. Дети шли в школу нарядные и красивые.

На складах имелось много стеклянных банок, которые были проданы и на вырученные деньги куплена пряжа, из которой девочки вязали шапки, носки, рукавицы для всех.

В это время был построен новый каменный спальный корпус, на смену старым изношенным. Благоустроенны корпуса и спальни.

Была построена мастерская. Шефы помогли приобрести станки, ребята занимались столярным делом, делали табуретки, скамейки. Благоустраивали территорию, асфальтировались дорожки, ставили скамейки.

Была построена большая котельная, для обогрева помещений,  новый гараж для транспорта. Была отремонтирована баня, прачечная, приобретены стиральные машины.  

Построили теплицу, в  ней выращивали цветы, овощи. Был очень большой огород. В детском доме была своя свиноферма, к Новому году кололи свиней и ребят учили делать пельмени.

Функционировал  каток, на котором под  музыку ребята катались на коньках.

На почётном месте – спорт, художественная самодеятельность.

Всё делали ответственно и с большим желанием.

Май Иванович — один из мощной когорты руководителей, благодаря усилиям которых росла, развивалась, совершенствовалась и укреплялась система образования района и области в целом. За годы его работы детский дом стал одним из лучших в области. Главным всегда считал укрепление учебно-материальной базы учреждения, создание надлежащих условий для плодотворной творческой деятельности педагогов и детей. Благодаря его настойчивости, умению доводить до конца начатое дело, дети имели все необходимое. Для воспитанников детский дом стал родным домом, уютным, добрым и надежным. До сих пор многие его выпускники считают Никульшина М.И. своим вторым отцом.

За годы существования детского дома в нем воспитывались около 2000 детей такими династиями воспитателей как: Трифоновы, Рахматуллины, Юшины, Никульшины, Трофимовы, Матафоновы, Сапаровы, Галаны.

Шли годы. Каждый год кто-то покидал родные стены, а кто-то прибывал вновь. Претворялись в жизнь новые планы и идеи. За семьдесят лет тысячи ребят обрели здесь дом, сохранили на всю жизнь тёплые воспоминания о своём детстве и юношестве, о старших наставниках.

Сегодня воспитанники детского дома - так называемые "социальные сироты", дети, чьи родители лишены родительских прав. Многие из них попадают в детский дом в возрасте 12-14 лет, имея за плечами уже сложившийся негативный жизненный опыт. Скорректировать их воспитание, помочь найти занятие по душе, будь то музыка, спорт, творчество, привить трудовые навыки, окружить заботой и вниманием - таковы основные задачи, стоящие перед коллективом сегодня. И он с ними успешно справляется. Доказательством тому служат многочисленные победы воспитанников в различных спортивных соревнованиях, музыкальных конкурсах и фестивалях, творческих выставках и ярмарках.

В 2008 году две воспитанницы стали победителями всероссийского литературного конкурса "Моя мечта", поездка в Москву и книга с лучшими сочинениями стала настоящим подарком.

Как и прежде, в педагогическом процессе главным остаётся трудовое воспитание детей. Здесь воспитывают сельского жителя. Поэтому работа на приусадебном участке остаётся приоритетной. В этом году выращено 28 тонн картофеля, 2,5 тонны моркови, 2 тонны свеклы и капусты. Это результат совместного труда педагогов и детей. Кроме этого воспитанники выращивают цветы, занимаются благоустройством территории, каждый год делают косметический ремонт помещений.

Ведётся большая работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей, профилактике вредных привычек. Уделяется должное внимание здоровью детей. Воспитанники  побывали на отдыхе в детских санаториях, трое ребят отдохнули в Анапе на побережье Чёрного моря. Это стало возможным благодаря тому, что в коллективе трудится много творческих талантливых людей.

Галина Алексеевна Филимонова работает в детском доме воспитателем уже 26 лет. Энергичная, добрая, ответственная. Вязать, вышивать, шить, плести… чему только не учит она ребят. Загораясь сама, она умеет передать эту искру творчества детям.

С удовольствием занимаются творчеством ребята вместе со Светланой Михайловной Даренских, одним из опытных воспитателей.

Талантливая и артистичная Наталья Петровна Некрасова, музыкальный работник, сама много выступает на сцене, поёт. Этому учит и воспитанников. Дети с удовольствием посещают её занятия. И уже многие сами выступают на различных сценах. А ведь ещё вчера ребёнок даже не догадывался, что он может петь.

Хоккей, футбол, теннис, лыжи - все дети любят спорт, особенно мальчишки. И здесь просто необходимы педагоги, которые сами не равнодушны к спорту. Андрей Андреевич Овчинников  помогает освоить хитрости любого вида спорта и достичь результатов.

Коллектив детского дома - дружный и профессиональный. Более 17 лет работает в учреждении Владимир Викторович Федорук, более 10- лет он руководит учреждением, Почётный работник общего образования Российской Федерации.

Год от года краше становится территория детского дома, жизнь ребят уютнее и комфортнее. Не один десяток лет трудится в детском доме заместитель директора по административно - хозяйственной работе Десятов А.Г. Вместе со старшими коллегами с детьми работают социальный педагог Мальцева Олеся Ивановна, педагоги - психологи Дудко Юлия Сергеевна и Радневская Татьяна Александровна отдавая детям свои знания, теплоту души.

Последние годы активно идёт процесс устройства детей в семьи. Это, прежде всего, патронатные и приёмные семьи. Сейчас практически изжито предубеждение большей части населения о "негативном" имидже учреждений для детей-сирот, равно как и о самих детях, живущих в детских домах. Это происходит благодаря совместной работе органов опеки и попечительства, специалистов детского дома и средств массовой информации. В детском доме активно идёт процесс становления новой структуры - так называемой службы сопровождения замещающей семьи. На очереди - создание школы приёмного родителя. Уже за последний год каждый третий ребёнок из детского дома воспитывался в патронатной семье, каждый десятый находился в приёмной или опекунской семье. Так что, можно уверенно сказать, одной из главных задач перед детским домом становится поиск для каждого воспитанника семьи, о которой мечтает каждый ребёнок.

http://www.togur-dd.ru/

 

Copyright © 2012 «ТСОШ»